Многоуровневый маркетинг: недостатки

На протяжении с 1959 года и по сегодняшний день компания Amway и многоуровневый (или, как его чаще пренебрежительно называют, сетевой) маркетинг вызывает множество дискуссий. Как и со всеми явлениями, которые сложны для понимания, отношение к нему сводится к двум крайностям: либо безудержный оптимизм, либо безосновательный негатив.

Негатив долго искать не приходится – ни в Интернете, ни в жизни. Поэтому многоуровневому маркетингу мной были посвящены несколько статей с уклоном на позитив. Таков мой опыт общения с ним. Но в этой статье я хотел бы перечислить несколько вещей, которые так и не нашли во мне отражения.

Знакомство с индустрией начинается с того, что тебе говорят, что «ты просто пользуешься продукцией сам и рекомендуешь ее знакомым». Но просто никто не рекомендует. Очень быстро при первом отказе деловое предложение может превратиться в навязывание. Навязчивость вместо настойчивости. Дальше, мягко говоря, не совсем объективно преподносят предстоящую деятельность, сглаживая острые углы. Выдается желаемое за действительное. С этого начинается целая волокита лукавства и необъективной информации, которая распространяется дальше.

Например, я чувствовал, как завышается сумма возможных вознаграждений. Если на то время это объективно могло быть 25–30 тысяч рублей в месяц, то тебе озвучивали все 50. Что в 2010 году являлось довольно существенной суммой, а может быть, для многих даже – настоящим психологическим рубежом. Это искажение реальности с обеих сторон ощущалось слишком явно.

А именно меня коробило, как сокращаются необходимые для этого сроки. Тебе не говорили, что вероятнее всего, в твоем случае, понадобится 5–7 лет (понимая твой стартовый уровень, навыки и реальные обстоятельства). А говорили, что некоторые делают это (выходят на соответствующий уровень тех самых 50 тысяч рублей) и за год, и за 6 месяцев, а ты –  «сможешь, когда захочешь». То есть когда по-настоящему для этого созреешь.

Меня коробило, когда я слышал, что достаточно тратить на это по часу в день. Хотя очевидно, что невозможно добиться в чем-то стоящих успехов, тратя так ничтожно мало. При желании достичь действительно серьезных результатов, все мысли и действия должны быть направлены на это. А эта деятельность и амбициозные цели в ней как раз, безусловно, относились к масштабной работе.

То и дело, преуспевающие НПА (Независимые Предприниматели Amway) говорили, что купили с этого бизнеса квартиру. Хотя очевидно, зная стоимость недвижимости и их время работы в бизнесе, что от него там малая часть. И справедливее бы было сказать, что они купили квартиру в то время, пока строили бизнес. Но так никто не говорил.

Зато говорили, что с определенного уровня ты можешь не работать. И эта фраза, как никакая другая, охотно воспринималась слушателями. Но вряд ли такие люди существуют, по крайней мере, я таких не встретил. А те немногие, кто мог бы себе такое позволить, продолжают работать, так как им это нравится. Но благодаря такой картинке, в основе деятельности многих новичков лежит надежда (и это их мотивация), что однажды они найдут такого человека, который «взорвет рынок» и позволит им разбогатеть и раз и навсегда ничего не делать.

Еще мне не нравилось, что часто упоминается, даже внушается, что это в данное время чуть ли не единственная возможность достойно зарабатывать. Это не правда. И мне претило то, что при мне распространяется эта деструктивная догма. Конечно, это правильная и нужная деятельность, но не единственная.

Одно дело, когда преуспевающие предприниматели осознанно говорят, что наемным трудом много не заработаешь. Совсем другое, когда об этом заявляет (начинающий) эмвэйщик, чтобы казаться более красноречивым на сцене или в разговоре один на один. А на следующий день сам идет на работу.

Мне доставляло дискомфорт, что охранники, водители, кассиры, на мероприятия и встречи надевают костюмы, пытаясь казаться теми, кем они хотят стать. И было не по себе от фразы «если получилось у меня, то получится и у вас», которую на сцене все тупо друг за другом повторяют.

Как видно из примеров выше, недостатки не относятся напрямую к компании, продукции или обучающей системе. В большинстве своем это человеческий фактор. Поэтому многогранность индустрии обусловлена и разнообразием поведения людей в ней, и вне ее.  К сожалению, недобросовестные дистрибьюторы, лидеры и конкуренты есть и здесь. Многие компании, пытающиеся скопировать систему, не понимая философии, портят репутацию отрасли своей недолговечностью. Поэтому, к сожалению, многие негативные отзывы являются и правдой и неправдой одновременно. Поэтому, добросовестным предпринимателям приходится просто делать свою работу, помогая разбираться с деструктивными стереотипами и негативным опытом кандидатов. Собака лает, караван идет.

И самое главное. Хоть что вы со мной делайте – я не вижу в этом бизнеса, в том виде, в котором о нем говорят. Безусловно, это бизнес для компании. Причем с гениальной системой. Клиенты являются постоянными, при этом сами привлекают новых клиентов (за процент от организованного товарооборота). Такой важный параметр в бизнесе, как Lifetime customer value – выручка, которую способен принести компании каждый отдельный клиент за всю свою жизнь – легко поддается прогнозу. Товарооборот компании постоянно растет с расширением продуктовой линейки, числа клиентов и активных дистрибьюторов.

Но вот деятельность НПА сводится к простой дистрибьюции, стабильность выплат которым в будущем зависит не только от устойчивости созданной ими сети, но и от решений компании. Не будет компании – не будет ни товаров, ни выплат, ни дистрибьюторов. То есть для дистрибьютора это обычная работа со строго определенными критериями вознаграждения – структура и величина товарооборота в месяц всей твоей группы. Бизнесом в таком случае можно назвать чуть ли не любую деятельность со строго определенным KPI (ключевым показателем эффективности).

Но что способно возвысить старания НПА не только над активной работой, но и над любым бизнесом – это наличие условий, при которых один раз проделанная работа способна приносить стабильный денежный поток постоянно. Эти условия – превосходная продукция, мудрое руководство, безупречная репутация и финансовая стабильность самой компании. И нужно особо подчеркнуть, что компания Amway с 1959 года справляется с этим великолепно.

Но помимо материальной составляющей работа в многоуровневом маркетинге дает еще множество преимуществ, о которых специальная статья.



Если вам понравилась эта статья, расскажите о ней друзьям, нажав кнопку

Вконтакте, Twitter, Facebook. Пусть о ней узнают другие. Спасибо!






Максим Прихожденко, 10 Дек 2015
prihozhdenko.ru / Карьера & Бизнес / Многоуровневый маркетинг: недостатки




Комментарии Вконтакте





Комментарии Facebook




Персональный сайт Максима Прихожденко. Копирование разрешено только с активной ссылкой на статью и автора.




Яндекс.Метрика Индекс цитирования